НовостиАрхив новостей

2019.08.26

Достойны высокого имени

45 лет назад Совет Министров РСФСР присвоил Тульскому машиностроительному заводу имя одного из крупнейших организаторов советской промышленности Василия Михайловича Рябикова – генерал-полковника, инженера, Героя Социалистического труда, лауреата Государственной премии СССР, кавалера 15 боевых и трудовых орденов. В годы Великой Отечественной войны он проделал большую работу по перебазированию заводов на Восток,  освоению новых образцов военной техники. Среди этих заводов был и Туламашзавод,  именовавшийся тогда станкостроительным…

Василий Михайлович Рябиков родился 1  января 1907 года в селе Острецово Нерехетского уезда Костромской губернии (ныне —  Ивановской области) в семье рабочего текстильной фабрики. В 1914 году после забастовки на фабрике его родители были уволены за участие в акциях протеста. Отец отправился на заработки в Петроград и Ревель (ныне — Таллинн), а мать с тремя детьми уехала в деревню.

После Октябрьской революции 1917 года семья воссоединилась в Родниках. Василий пошел по стопам родителей, начав в семнадцать лет работать на текстильной фабрике. Молодой рабочий вскоре был избран секретарем комсомольской ячейки фабрики «Большевик». В 1925 году стал членом ВКП(б). Был выдвинут на работу в райком комсомола, где сначала заведовал отделом агитпропа, а затем стал Секретарем Родниковского райкома, На очередной конференции он был избран заведующим агитпропотделом Родниковского отдела ВКП(б).

В конце 1920-х годов Василий Рябиков стал студентом Ленинградского технологического института, затем был переведён в Механический институт (ныне — Балтийский государственный технический университет «Военмех»). Окончил три курса по специальности «инженер-конструктор артиллерийских систем», после чего в 1933 году, в связи с зачислением в Ленинградскую Военно-Морскую Академию, был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию.

По окончании Академии с 1937 года Василий Михайлович  работал инженером-конструктором на Ленинградском заводе «Большевик», был избран секретарем парткома завода. В феврале 1939 года он был назначен заместителем Народного Комиссара вооружения СССР, через год стал его первым заместителем. Находясь в этой должности в довоенный период и годы Великой Отечественной войны, В.М. Рябиков внёс огромный вклад в дело бесперебойного обеспечения Красной Армии необходимым вооружением.

Прекрасный организатор, отличавшийся порою жёстким и бескомпромиссным характером, прекрасно знающий тонкости производства вооружения, он быстро снискал уважение к себе за способность быстро принимать верное. В частности, он разрешил ситуацию, сложившуюся при выпуске пистолета-пулемёта Дегтярева и автомата Шпагина. Дегтяревское оружие было и тяжелым, и ненадежным. По его инициативе выбор решился в пользу автомата ППШ, ставшего вскоре легендарным среди бойцов на фронте.

Большую роль сыграл Рябиков в работе по скорейшей эвакуации оборонных предприятий на восток страны. От срока эвакуации зависело начало выпуска оружия на новом месте. Очередность отправки цехов и оборудования зависела от характера производства, объёма заделов узлов и деталей, состояния связей с другими заводами, и так далее. Эвакуация тульских заводов, например, завершилась за две с лишним недели.

В начальный период войны нашей армии не хватало автоматического стрелкового оружия, а на вооружении находились устаревшие образцы иностранного производства. Единственное, что мы хорошо делали – это станковые пулеметы Максима. Бывший в то время начальником ГАУ Г.И. Кулик решил заменить их более современным пулеметом конструкции Дегтярева. Но тот пока не оправдывал надежд, а время было тяжелое, военное. И два заместителя наркома – В.Н. Новиков и В.М. Рябиков – приняли смелое и рискованное решение: свернуть производство новых пулеметов и восстановить свернутое производство «Максимов». Они не ошиблись в расчетах: через короткое время выпуск популярных пулеметов достиг объемов, требуемых мобилизационным планом. А Рябиков получил личную благодарность Сталина.

После войны В.М. Рябиков пять лет работал в должности первого заместителя Министра вооружения СССР. В 1951-1953 годах был начальником 3-го главного управления при Совете Министров СССР, занимался созданием советских зенитных ракет. В 1953-1955 годах – заместитель Министра среднего машиностроения СССР. В 1955 – 1957 годах – председатель Специального комитета при Совете Министров СССР, затем заместитель председателя Комиссии Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам.

Был председателем Госкомиссии по испытаниям первой межконтинентальной ракеты и запуску первого искусственного спутника Земли. Вместе с С.П. Королевым, М.В. Келдышем, В.П. Глушко и другими он сумел объединить и направить усилия многочисленных научных, конструкторских, производственных и строительных организаций на успешное решение в кратчайший срок беспрецедентной проблемы. Чтобы понять всю глубину вопроса, надо представить только одно. Многие сотни предприятий в разных регионах страны, имевшие до этого свои планы, в том числе перспективные, нужно было быстро перестроить, организовать выпуск не просто новой — новейшей продукции. Да еще в жесткие согласованные сроки, да еще в четкой стыковке с работой других предприятий. Все это и обеспечивала команда Рябикова.

С конца 50-х до середины 60-х годов Василий Михайлович работал заместителем председателя Совета Министров РСФСР, первым заместителем Госплана СССР, первым заместителем Совета народного хозяйства СССР. Во многом благодаря Рябикову была образована так называемая «девятка» оборонных министерств, успешно действовавшая все время существования Советского Союза. На всех постах он всеми силами способствовал развитию промышленности и укреплению обороноспособности страны, совершенствованию планирования народного хозяйства.

В.М. Рябиков скончался 19 июля 1974 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Память об этом выдающемся человеке бережно хранится и на его малой родине, и на просторах нашей огромной страны. В городе Родники Ивановской области есть улица Василия Рябикова, в Иркутске – бульвар. В его родном селе Острецово установлен памятный знак, а в состав Черноморского флота входит военный транспорт «Генерал Рябиков». Имя Василия Михайловича Рябикова вот уже 45 лет достойно несет наш завод.

Материал подготовила Н. Ломакина