НовостиАрхив новостей

2021.09.16

С любовью к людям

С любовью к людям

 

Вот уже пятнадцать лет прошло с тех пор, как 16 сентября 2006 года ушел из жизни замечательный человек, талантливый руководитель Виктор Иванович Арефьев. Трудно переоценить его огромные заслуги в укреплении и формировании профессионального коллектива предприятия, сохраняющего свои лучшие традиции. При жизни он был удостоен многих наград, в том числе государственных – ордена Дружбы, премии Правительства РФ в области науки и техники, Почетного знака Управы г.Тулы «За заслуги перед городом». Но и тогда, и сейчас главной наградой ему были - уважение и признательность людей.

Говорят, если у тебя дружная семья, есть крыша над головой, хорошие друзья и любимая работа - ты счастливый человек. Эти слова целиком и полностью относятся к Виктору Ивановичу Арефьеву. И сейчас, спустя десять лет как его не стало, фамилия Арефьев вызывает у заводчан грустную улыбку и теплый взгляд. Его знают и помнят не только те, кто непосредственно с ним работал, но и люди, которые не раз слышали о нем самые разные положительные отзывы от своих коллег. Он ценил жизнь и старался своими поступками как можно больше делать для людей добра.

Как и многие сотрудники предприятия, Виктор Иванович пришел работать на машзавод после окончания политехнического института. Было это в 1977 году.  Так начались трудовые будни молодого специалиста.

В.И. Арефьев пришел в 33 цех участковым мастером. Коллектив принял его хорошо. С первых дней парень начал работать с полной отдачей, чем вызвал к себе уважение со стороны окружающих. Когда его первый раз пригласили поработать в комитете комсомола, он не пошел. В это время предстояло выполнить большой объем работы. Задание было ответственное, каждый человек на счету. Чтобы никого не подводить, он отказался от предложения.

За что бы ни брался молодой специалист Арефьев, все делал с энтузиазмом и огоньком. Наверное, благодаря этой черте, работа Арефьева на заводе была связана не только с производством, в котором он прекрасно разбирался, но и с партийной деятельностью. Свой трудовой путь он достойно прошел от мастера до директора по персоналу и социальному развитию. Но какую бы должность Виктор Иванович ни занимал, на любой демонстрировал незаурядные профессиональные качества и организаторские способности. Это был человек с большой буквы. Для всех было большим потрясением, когда в 52 года оборвался его жизненный путь.

Когда Арефьева назначили директором по кадрам и социальному развитию, он применил все свои силы и опыт. Объем этой работы и, в первую очередь, ответственность были огромными, но помогали разносторонние знания. Например, при возрождении Толстовского имения в Никольском-Вяземском, а вместе с ним и села, пригодился опыт работы в строительном отряде в студенческие годы, а также некоторые навыки мастерства, доставшиеся по наследству от отца-строителя.

Виктор Иванович был замечательным руководителем, и за что бы он ни брался, все делал на совесть. Он активно занимался вопросами труда и отдыха заводчан, повышения их квалификации, обеспечения жильем, поддержки учащейся молодежи, развития физкультуры и спорта, помощи малообеспеченным, привлечением новых кадров. Кроме этого, он был хорошим другом, замечательным отцом и мужем. На все мероприятия в ДК всегда приходил со своими дочками, и было видно, как трепетно он к ним относится.

Забота, внимание, доброта были чертами его характера. В семье Арефьевых постоянно жили какие-то животные: собаки, кошки, хомячки, крысы, попугай. Наверное, поэтому, когда Виктор Иванович в свободное время ездил с сослуживцами на охоту, он никогда не стрелял в цель. Однажды, произошел забавный случай, о котором он сам вспоминал со смехом:

- Поехали мы как-то на охоту, на кабанов. Расположились – каждый занял свое место. И надо же было такому случиться, кабаны вышли в том месте, где находился я. Зрелище завораживающее! Представить себе в ту минуту, что кто-то из них сейчас будет убит, я просто не мог. Первая мысль, которая сразу же пришла в голову – их надо вспугнуть! И я начал стрелять в воздух. Кабаны разбежались, и тут уже пришла вторая мысль – ребята сейчас за это убьют меня… 

Когда речь заходила об охоте, он говорил: «Ну, как можно лишить жизни косулю, которая смотрит тебе в глаза? Разве можно убить такую красоту!»

Он любил природу и много времени проводил в деревне, где сам заново возводил старенький дом под дачу. Здесь же имели участки и другие заводчане, некоторым из которых он рекомендовал это живописное место. Если у кого-то из соседей возникали вопросы, Виктор Иванович всегда находил время поговорить, дать нужный совет, пригласить на чай, сыграть в домино. Он был очень гостеприимным. В связи с рассказом о нем невольно вспоминаются стихи Петра Вяземского:

Гостеприимство — без чинов,
Разнообразность — в разговорах,
В рассказах — бережливость слов,

Холоднокровье — в жарких спорах,
Без умничанья — простота,
Весёлость — дух свободы трезвой,
Без едкой желчи — острота,
Без шутовства — соль шутки резвой.

Когда сам еле держишься от усталости и проблем, быть внимательным и заботливым – сложная наука, но она преодолима, если вы любите всем сердцем… По-другому Арефьев и не мог. Самым дорогим в его жизни была семья, в которой Виктор Иванович считался надежной опорой. Он никогда не разделял домашнюю работу на женскую и мужскую. При необходимости занимался любой из них. Обращаясь к дочкам и жене, любил называть их девчонками. Счастливая семья была вместе более двадцати лет. До серебряной свадьбы оставался год…

- Знаете, хоть и говорят, что время лечит – неправда. Душевная боль ничем не лечится, - тяжело вздыхая, говорит Вера Ивановна Арефьева. – Я не знаю более заботливого отца и мужа. Он безумно любил всех нас. Когда семья увеличилась и появилась внучка, дед светился от радости. Однажды наша малышка сильно плакала, и мы с дочкой никак не могли ее успокоить. Ни улюлюканье, ни соски не помогали. Тогда Витя взял ее к себе на руки, а мы, чтобы не мешать, вышли.  Внучка притихла. Я подумала – уснула и заглянула в комнату. Сколько было смеху, когда я увидела, что он держит ее на коленях и с умным видом рассказывает какую-то байку про Чапаева!

Он никогда не употреблял слово «нет», - вспоминает Вера Ивановна. - Очень дипломатично говорил – «надо подумать» или «я узнаю», всегда оставляя какую-то надежду. А если обещал, держал слово. Никогда не разговаривал о работе дома. Когда я иногда чисто по-женски проявляла любопытство, он, слегка улыбнувшись, только отмахивался – мол, не бери в голову, мягко давая понять, что разговора не будет. Свою работу он очень любил и переживал за нее. Однажды ему предложили хорошую должность в районной администрации города. Дали время подумать. Но разве мог он оставить завод, которым жил? Естественно, отказался…

Когда Виктор плохо себя почувствовал и попал в больницу, он многое от меня скрывал. Даже не хотел, чтобы я общалась с врачами. Чтобы меньше переживала. Он и тогда меня берег…

Время уходит. Остается только память и люди, которые ее хранят в своем сердце.

Он многое умел делать своими руками, но, пожалуй, главным в жизни Виктора Ивановича Арефьева, было умение строить человеческие отношения. Он имел особый дар общения. Этот дар - любовь к людям. 

                   

Пресс-служба АО «АК «Туламашзавод»

Фото из архива